Боюсь я сердцу волю дать...: Лермонтов

Это о нем Лев Толстой сказал: «Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».  205 лет назад, 15 октября 1814 года, пришел в этот Мир
МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ (1814 - 1841)
Я жить хочу! хочу печали
Любви и счастию назло;
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман;
Что без страданий жизнь поэта?
И что без бури океан?
Он хочет жить ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он покупает неба звуки,
Он даром славы не берет.
(художник Б.В.Щербаков)
Традиционно в библиотеках пройдут мероприятия о жизни и творчестве Поэта. И хочется надеяться, что будут они для старшеклассников не очередным посещением библиотеки, а событием - событием радости узнавания нового, неизвестного, в чем-то близкого подростковому возрасту, событием позитивных эмоций  в результате соприкосновения с великой Литературой и человеческой Судьбой. Интересная статья по этому поводу "попалась на глаза" сегодня утром, которая, на мой взгляд, будет весьма полезна и нам, библиотекарям: Писатель Ирина Лукьянова прокомментировала главные учительские штампы о «великом русском поэте». И объяснила, как ещё можно рассказывать подросткам о его творчестве, далее здесь 
- поэт Максим Лаврентьев рассуждает о Лермонтове, как пророке и мистике. как о жертве дуэльной истории, в которой до сих пор много неясного... - читайте тут
- в продолжение темы: литературовед и писатель Яков Гордин о том, искал ли смерти боевой офицер Михаил Лермонтов, Подробнее
- Журналист Алексей Королев для «Известий» вспомнил, как важно не отделять Лермонтова-писателя от Лермонтова-человека и Лермонтова-офицера, и так ли неожиданна была драматическая дуэль на склоне горы Машук.
- Лермонтов-поэт, наследство которого приняли ранний Пастернак и ранний Мандельштам 
- ещё ссылки на юбилейные новости:
бювет-книга
путешествие по имению, где Поэт провел юность
"...и невозможно отделаться от ощущения, что тень Пушкина до сих пор отчасти заслоняет для нас подлинного Лермонтова... Всего пять лет плодотворного труда и всего 26 лет жизни... И титул Второго Поэта России..."
Для особо интересующихся приведу информацию со страницы «Все обо всем» (Фейсбук):
Иосиф Бродский: "Мне интересен Баратынский, мне интересен Вяземский и то, что выросло из них. Вообще вся русская поэзия до - и включая - Лермонтова. После Лермонтова все начинает становиться уже несколько менее занятным"
Яков Гордин привел перечень отнюдь не иронических и не пародических цитат из Лермонтова у раннего Бродского, а также провел убедительную параллель между лермонтовским стихотворением "Тучи", поэмой "Демон" и "Облаками" (1989) Бродского. Он также обратил внимание на глубоко личностное отношение Бродского к Лермонтову, выраженное в раннем стихотворении "Стансы городу" (1962):
Да не будет дано
умереть мне вдали от тебя,
в голубиных горах,
кривоногому мальчику вторя.
Да не будет дано
и тебе, облака торопя,
в темноте увидать
мои слезы и жалкое горе.
"Тучи" Михаила Лермонтова
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания. 
...и ещё великолепные лермонтовские строки: 
Я верю: под одной звездою
Мы с вами были рождены;
Мы шли дорогою одною,
Нас обманули те же сны.
Но что ж! - от цели благородной
Оторван бурею страстей,
Я позабыл в борьбе бесплодной
Преданья юности моей.
Предвидя вечную разлуку,
Боюсь я сердцу волю дать;
Боюсь предательскому звуку
Мечту напрасную вверять...
Так две волны несутся дружно
Случайной, вольною четой
В пустыне моря голубой;
Их гонит вместе ветер южный;
Но их разрознит где-нибудь
Утеса каменная грудь...
И, полны холодом привычным,
Они несут брегам различным,
Без сожаленья и любви,
Свой ропот сладостный и томный,
Свой бурный шум, свой блеск заемный
И ласки вечные свои.
1841 (худ.Сергей Зарянко  Портрет поэта М.Ю.Лермонтова)
- Олег Даль читает Лермонтова "Завещание"
- Николай Бурляев читает "Пророка"
- фильм "Лермонтов" 1986 года
- Что вы знаете о Лермонтове? тест


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

И залитые кровью недели: О Первой мировой...

Сентябрь уж наступил! Читаем!

Ищите чудеса вокруг себя! Читайте!