Оренбургская областная библиотека для молодежи

Оренбургская областная библиотека для молодежи
Оренбург, ул. С.Лазо, 3. +7(3532)65-06-75, yuno_orenbibl@mail.ru

11 марта 2016

Новое поколение России: потребности, ценности, перспективы...

Можно по-разному относиться к социологическим исследованиям, брать на веру или сомневаться в их аналитических итогах, но хочу поделиться выдержками из интервью Льва Гудкова, директора Левада-центра. Он отвечал на вопросы, опираясь на результаты исследований 2015-го года. Цитаты подобраны только те, которые непосредственно касаются молодёжи:

- Молодежь воспринимает сегодняшнее состояние российской жизни как вполне благополучное, ей кажется, что у нее есть то, чего она хочет, – возможности потреблять, развлекаться, сидеть в чатах. Сегодняшняя молодежь отличается в целом невысокими запросами, в основном прагматическими, – хочет большую зарплату, быструю карьеру, ориентирована на определенный уровень потребления.
- У нас же молодежь ориентирована на высокий уровень потребления вне зависимости от того, как это происходит и какими средствами обеспечивается.

Какие же профессии наиболее предпочтительны сегодня для молодых? Что говорят ваши опросы?
– На первом месте, конечно, госслужба, поскольку является прямым доступом к благосостоянию, экономическому процветанию, но вместе с тем то же самое чиновничество и политики оцениваются как наименее порядочный и наиболее аморальный контингент людей.
- Последние 15 лет с точки зрения социологии и есть цикл репродукции, смены поколений. За вычетом из 25 лет (а демографы так определяют поколение) 10 лет младшего школьного и детсадовского возраста – это как раз и будет время формирования взрослого человека. ...действительно сформировалось целое новое поколение, которое социологи называют потерянным. Это примерно те, кто родился буквально в конце перестроечного времени, кто застал очень тяжелые годы существования своих родителей. И теперь молодые люди крайне негативно оценивают и боятся таких полуголодных условий жизни, поэтому они очень высоко ценят экономические блага. В определенном смысле это поколение, которое восприняло и воспроизводит подсознательный страх своих родителей оказаться в нищете или вернуться в советское время дефицитарного общества.
- ...массовая культура вытеснила уважение, почитание тех групп – носителей культуры, которые отличаются действительно высокой квалификацией, достижениями. С другой стороны, массовая культура, разрушив советскую уравниловку и идеологическое принуждение, вытеснила тех, кого можно было бы назвать настоящей элитой – в науке, искусстве, преподавании, медицине и других сферах. И заменила это нормами потребительской культуры. То есть в обществе стал цениться тот, кто лучше живет – вне зависимости от источников этого благополучия. А это очень важно: социальный порядок тогда воспринимается как справедливый, если социальные позиции, занимаемые человеком, общество расценивает как заслуженные. У нас этого нет. И это обстоятельство перевернуло действительно все ценности и приоритеты молодых. Массовая потребительская культура лишена исторического измерения, она руководствуется принципами «здесь и сейчас», что для молодых означало катастрофическое сужение и временных, и культурных горизонтов, примитивизацию сознания. Любой университетский преподаватель вам скажет, что культурный или исторический багаж современных студентов чудовищно убогий (отчасти это объясняется катастрофическим провалом в 1980-х – начале 2000-х школьного образования в этих областях, но это внешние причины). Правда, подобная ограниченность сочетается с тем, что нынешняя молодежь обладает такими инструментальными навыками (знанием языков, компьютера и т.п.), которыми до них не обладало ни одно другое поколение. Отсюда – ограниченные в экзистенциальном плане запросы и крайнее довольство собой, положением дел в стране, что делает настоящее поколение стерильным. С некоторой осторожностью я бы предположил, что изменения возможны в следующем цикле: дети нынешних молодых людей, отталкиваясь от своих родителей, будут уже другими – большими идеалистами, альтруистами, людьми общественно мотивированными.
- – А сама молодежь видит перспективы для себя здесь, в России? – В целом да. Она вполне оптимистично настроена и очень позитивно воспринимает жизнь. Пока. Но есть небольшая часть (процентов 15 от всей возрастной когорты), лучше образованная, потенциально самая продуктивная, поскольку эти молодые люди воспитывались в семьях с большим культурным капиталом, чувствует себя довольно некомфортно в стране, им не хватает воздуха. 
http://www.ng.ru/ng_politics/2016-03-01/9_young.html      01.03.2016