Оренбургская областная библиотека для молодежи

Оренбургская областная библиотека для молодежи
Оренбург, ул. С.Лазо, 3. +7(3532)65-06-75, yuno_orenbibl@mail.ru

30 ноября 2016

Литература и чтение: движение к медиацентризму и "зричителю"?

Увидела сообщение о содержании последнего пятого выпуска журнала «Обсерватория культуры» за 2016 год, заинтересовал анонс статьи философа и культуролога Игоря Вадимовича Кондакова - о чтении, о литературе и появлении субъекта медиакультуры - ЗРИЧИТЕЛЯ! Каково?)
"Кто он, читатель нового поколения, живущий в медиапространстве объемных образов? Автор выпуска журнала «Обсерватория культуры» И.В. Кондаков предлагает новый взгляд на процесс перехода культуры от литературоцентризма к медиацентризму, при котором происходит соединение субъектов визуальной культуры (зрителя) и вербальной культуры (читателя). В результате их тесного взаимодействия складываются принципиально новые текстовые стратегии («читатель как зритель» и «зритель как читатель») и рождается новый двухуровневый субъект медиакультуры — «Зричитель».
Решила поискать его работы, вот отрывки из статьи "По ту сторону слова", по-моему довольно любопытные выводы!
"На фоне информатизации литературы в современной русской культуре появляются такие нетрадиционные и необычные для России явления, как литературный коммерческий проект (здесь особенно характерны последние произведения Б. Акунина, инициированные как составные части заранее спланированного “литературного проекта”, бесконечный сериал “иронического детектива” Д. Донцовой и ее коллег по литиндустрии или романный “гламур” О. Робски и ее “новорусских” “клонов”). Плановость, серийность, унифицированность и откровенно товарный вид “литературного продукта”, рекламируемого, продвигаемого на книжный рынок как своего рода “брэнд”, — все это явления, новые для современной русской культуры, развивающейся в условиях общества потребления, а потому требующие пристального изучения как феномен массовой коммерциализации литературы.
Показательным, например, является широкое распространение в современной России аудиокниг, предназначенных для слушания в транспорте, дома или в офисе — параллельно с другими делами — бытовыми, производственными, организационными, одновременно с вождением или иными автоматизированными действиями. “Слышимая литература” во многих случаях выступает как первичное литературное впечатление, преломленное через голос известного актера, авторскую интонацию и индивидуальную манеру подачи текста чтецом. Другой характерный пример — телеэкранизациялитературной классики в виде сериалов, распространяемая также через видео, с последующим переизданием оригинальных книг, проиллюстрированных кадрами из их телеверсий. При этом литературные авантексты воспринимаются покупателями скорее как печатные версии экранных произведений. Словесность и визуальность как бы меняются местами: экранизация воспринимается не как киноиллюстрация сокращенного литературного произведения, но как исходный текст культуры, нуждающийся в последующей развернутой литературной иллюстрации или в подробном словесном комментарии к ранее увиденному на экране. Весьма своеобразно развивается словесность в электронном контексте и в сети Интернет, где визуальность и аудиальность заметно трансформируют характер вербального текста, придавая ему специфические полиморфизм, культурно-семантическую многозначность, виртуальность и мультимедийность"... Далее - по ссылке)
Однако еще неизвестно, что и чем, в конечном счете, управляет в современной российской культуре: то ли телевидение использует литературу как предмет экранизаций для обретения культурной универсальности и расширения своего влияния на культуру в целом, то ли литература, опираясь на телеэкранизации своих произведений, использует телевидение (и другие медиа) как средство восстановления своего культурного авторитета и возрождения литературоцентризма русской культуры — в противовес медиацентризму или в сочетании с ним.
Что же все-таки ищет молодежь в текстах? и в каких преимущественно? каких авторов? Даю следующий материал как ответ:
А вот реальное положение дел по исследованиям молодежного чтения на примере читательских групп ВКонтакте московского социолога Л.Ф.Борусяк:
Вот топ-20 по числу групп, посвященных всем писателям и поэтом (на 26.10.16): 1.Пауло Коэльо
2.Сергей Есенин
3.Задорнов Михаил
4.Иосиф Бродский
5.Эрих Мария Ремарк
6.Владимир Маяковский
7.Эдуард Асадов
8.Владимир Высоцкий
9.Марина Цветаева
10.Александр Пушкин
11.Чарльз Буковски
12.Анна Ахматова
13.Стивен Кинг
14.Достоевский Федор
15. Вильям Шекспир
16.Чехов Антон
17.Довлатов Сергей
18.Толстой Лев
19.Михаил Лермонтов
20.Пелевин Виктор
В первой десятке только три прозаика - Коэльо, Задорнов, Ремарк, все остальное - поэзия. Конечно, если включить книги, то ситуация изменится коренным образом. Но этот топ-лист отражает интерес к авторам, а не книгам, которые часто живут своей собственной жизнью, автора многие просто не знают. Поэтические группы растут огромными темпами, посвященные писателям в основном скромными, хотя есть и некоторые исключения. Это касается не только Коэльо, группы которого растут высокими темпами, но в еще большей степени Булгакова, Довлатова и Пелевина. Если 2-2,5 года назад группы, посвященные "Мастеру и Маргарите", были значительно более многочисленны, чем собственно булгаковские, то теперь они практически сравнялись. Это не значит, что Булгаков перестал для массового читателя быть автором одной книги, культовой, но все же и что-то другое начинает становиться для читателей интересным. Литературные сообщества ВКонтакте быстро растут, но есть исключения. Потеряли значительную часть участников группы любителей Евгения Гришковца и Сергея Минаева. Напротив, если в 2014 году не было интереса к Захару Прилепину, теперь они заметно подросли, хотя до группы лидеров ему еще далеко. Почти не растут сообщества Сергея Лукьяненко и Бориса Акунина. Как мы видим, все это современные российские писатели. Устойчивой популярностью пользуется только Виктор Пелевин. Но это было ясно и при анализе других данных о читательских предпочтениях молодежи.