С маленькой буквы или с большой?..
Дата юбилея Победы всё ближе, и количество статей в прессе всё больше... Интерес вызвала одна из них в контексте опять же подготовки и проведения различного рода мероприятий по данной теме. В приложении "Словесник" "Литературной газеты" автор предлагаемой статьи разворачивает тему патриотического воспитания с точки зрения русского языка и его связи с Великой Отечественной войной. Подумалось, почему бы задания учителя не использовать в массовой библиотечной работе? и не только в связи с юбилеем. Знаменателен тот факт, что одно из заданий даётся ребятам по тексту замечательного писателя Сергея Алексеева, проза которого знакомит юных читателей с историей Родины. Надеюсь, кто-то из коллег обратит внимание на профессионально-полезный материал)))
"А можно ли сохранить в народной памяти имена героев, павших на фронтах Великой Отечественной, возродивших не только нашу великую страну, но и большую часть Европы? Знаем ли мы, как пишутся названия не только орденов и медалей, самолётов и другой военной техники, но и само название войны?"
А заодно ознакомьтесь и проникнитесь мыслями известного российского писателя Владимира Личутина о языке, потому что
"Каждый из нас, будто почка, крохотный листок на древе нации, не может верно знать, как живёт разговорный язык, какими путями движется, погружается ли, огрузнув от бытия, в омут времени на погребение, или готов вскоре вновь вернуться из забвения на поверхность русской жизни. Нам не дано угадать, беднее или богаче был язык наших предков две тысячи лет тому назад, ибо целые пласты сословного быта, обычаев или обрядов время от времени выпадали из внешнего оборота и сонно оседали на дно, не истлевая там вовсе, как летошняя трава, и после снова всплывали для нашей услуги и воспитания души. Осколки вроде бы забытого словарного свода вдруг являются к нам вроде бы ниоткуда, вплетаются в живую ткань разговорного языка, замещая собою временные, текучие и случайные слова.
Другое дело, что мы разучились обращаться с ним из-за духовного оскудения. Прибаутки, скоморошины, пословицы и загадки, частушки и приговорки – вся эта краснословица была уместной в обыденной речи, придавала разговору чувственный окрас. Нам не хочется говорить красиво, и оттого мы потихоньку засохли, заскорбели умом и душою. Свинцовая мерзость немало положила усилий, чтобы оскотинить нас…
Мы не знаем, как создаётся и живёт мысль, но верно знаем, что без слова она не живёт, не может явить себя. Мы не знаем, да, пожалуй, и никогда не познаем, что есть слово в своей сущности, в своей сердцевине, почему оно так воздействует на человека и вообще на весь мир, благотворно преображая его иль роняя в жесточь и погибель. Во всей природе, пожалуй, не сыскать более сложного элемента, как слово, живущего особняком, но средь нас и в нас, не входящего ни в какие периодические таблицы. Учёные долго и самоуверенно разлагали ядро, пытаясь дойти до глубины, и, хоть проникли слегка, раздевая, обшелушивая, как луковицу иль капустный кочан, в конце концов пришли к мысли, что оно бесконечно, как бесконечна вселенная. Но к сущности слова, к его жизни в природе не могут даже подступиться, оно не даётся, отталкивает, не раскрывает своих внешних покровов. Его никогда не увидеть, не взять в полон, не замерить его энергии, побудительных свойств и качеств. Даже в простейшем слове зашифрована история рода и народа. Мы принимаем его как божественный дар, в нём таятся нрав и норов, психология, заповедальность, союз земли и неба.
Слово остаётся на земле как охранительная соборная память нации, её бесценное богатство."
Комментарии
Отправить комментарий