Литература в цифровой современности
Как говорится, "вдогонку" ко вчерашнему посту: включила вчера вечером ТВ, а там выступает Л.Ф.Борусяк, социолог, в программе "Тем временем". И разговор шёл о формирующейся современной цифровой культуре, о молодёжном чтении, о новых формах взаимодействия писателя-текста-читателя на основе интернет-технологий. Приведу только несколько высказываний участников обсуждения:
- Современные практики чтения - это считывание информации, а не многосторонняя глубина текста;
- Новое поколение не воспринимает художественное, эстетическое содержание книги или литературного произведения;
- Формируется новый тип коммуникативных отношений человека с книгой и чтением: например, можно поменять местами фрагменты текста, подобрать музыку, сделать комикс и т.п. с помощью информационных технологий;
- Великие писатели перестали быть идолами, теперь читатели встали в один ряд с авторами, и сами творят текст... (пример - проекты "Живой Чехов", "Читаем Толстого" и т.д.)
Классика втягивается в цифровую современность, но остается ли она при этом классикой? Проект, начавшийся оцифровкой полного собрания сочинений Л.Н. Толстого, продолженный всемирным чтением "Анны Карениной" и - только что - Чехова - не остановится на достигнутом. Впереди четырехтомная "Война и мир", которую онлайн прочтут на разных континентах. Значит ли это, что найдена новая форма классической литературной жизни?
Комментарии
Отправить комментарий