Памяти Владимира Маканина...

Всегда прискорбно, печально говорить об ушедших, тем более, если они - вершины нашей культуры...
Не стало писателя Владимира Маканина...
Не будем много произносить фраз, просто выразим наши читательские благодарность и признательность талантливому российскому ХУДОЖНИКУ СЛОВА...
Из приведенных в ссылках интервью писателя хочу выделить фрагмент, касающийся вопроса о становлении Владимира Маканина как читателя. И чтение его, конечно, началось в семье...:
"Вы много читали в юности? Владимир Маканин: В мое молодое время не было столько книг, сколько сейчас. Но мне повезло, мама работала школьным учителем. Она классе в девятом-десятом подсовывала мне трех писателей, которые выпадали из общего ряда: Бунин, Куприн и Леонид Андреев. Читалось многое. Чтение - это был не ручеек, это была река. В университете - суперпопулярный тогда Ремарк, его "Три товарища". Читал я и Шекспира. Было очень хорошее издание, но книгу у меня украли и, я думаю, отнесли в букинистический. Полуголодные студенты, что поделаешь. Уже и не жаль, конечно, но думаю, я бы с большим интересом просмотрел бы сейчас эту книгу, там было много моих давних пометок..." 
Когда-то, уже в далеком 1987 году, литературный критик Лев Аннинский написал во вступительной статье к двухтомнику Маканина: "Честный реалист, описывающий неведомую, незаметно обступившую нас реальность...".

- Думаю, самое главное, что вывело Маканина в бесспорные лидеры современной прозы и обеспечит ему прочное место в истории русской литературы - это откровенное нежелание (скажу больше - невозможность) снять с себя ответственность за читателя, за ту функцию литературы, от которой с легкостью отказались слишком многие - осмысление нашей жизни. Не только лишь описание, но ОСМЫСЛЕНИЕ. Не столь модное сейчас "селфи на палочке", но объемное полотно, написанное уверенной рукой Мастера. Мимо первого пробежишь и не заметишь. У второго замрешь и задумаешься.

- Он не был похож ни на кого из своих современников: и по стилю, и теме всегда шел своей дорогой. Математик по первому образованию, он соединял в своей прозе холодную ясность мысли и горячность сердца. Он создал уникальный художественный мир, ставший предметом многих диссертаций...

У писателя есть только одно неповторимое - это его "я", все остальное - взятое из книг и из жизни - только скрепки, которые соединяют ткань самовыражения. Главное, что может сделать писатель, - попытаться выразить свое "я" независимо от роя, быть может, в пику ему. Честность писателя - это степень его открытости перед роем...
- ...он был и остался одним из самых умных российских писателей.





Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

И залитые кровью недели: О Первой мировой...

Сентябрь уж наступил! Читаем!

Ищите чудеса вокруг себя! Читайте!