Об искусстве
Не будем сегодня о литературе, будем - об искусстве! И событие дня приглашает к такому разговору - день рождения французского живописца-пейзажиста, одного из основателей
импрессионизма Клода Оскара Моне. Я люблю импрессионистов, их легкий, воздушно-эмоциональный стиль, яркий стиль радости жизни. Говорят, что первое впечатление - самое сильное, увидев картины импрессионистов, веришь в это))) Если интересно узнать подробно о художнике, даю ссылки на биографию и видеообзор картин:
- Когдабудущему художнику исполнилось пять лет, его семья переехала в портовыйгород Гавр на побережье Нормандии, где и прошли детство и ранняя юность Моне. В школе Моне учился весьма посредственно, его интересовало лишь рисование.
- Claude Mone (1840-1926) Клод Моне
Привожу цитаты Андрея Тарковского о сущности искусства, о его значении для человека :
- Когдабудущему художнику исполнилось пять лет, его семья переехала в портовыйгород Гавр на побережье Нормандии, где и прошли детство и ранняя юность Моне. В школе Моне учился весьма посредственно, его интересовало лишь рисование.
- Claude Mone (1840-1926) Клод Моне
Привожу цитаты Андрея Тарковского о сущности искусства, о его значении для человека :
- «Искусство реалистично тогда, когда оно стремится
выразить нравственный идеал. Реализм — это стремление к истине, а истина всегда
прекрасна. В этом смысле эстетическая категория соразмерна этической…»;
- «...Искусство несет в себе тоску по идеалу. Оно должно
поселять в человеке надежду и веру. Даже если мир, о котором рассказывает
художник, не оставляет места для упований. Нет, даже если более определенно:
чем мрачнее мир, который возникает на экране, тем яснее должен ощущаться
положенный в основу творческой концепции художника идеал, тем отчётливее должна
приоткрываться перед зрителем возможность выхода на новую духовную высоту…
Искусство даёт нам эту веру и наполняет нас чувством
собственного достоинства. Оно впрыскивает в кровь человека, в кровь общества
некий реактив сопротивляемости, способность не сдаваться. Человеку нужен свет.
Искусство даёт ему свет, веру в будущее, перспективу…
Искусство существует не только потому, что отражает
действительность. Оно должно еще вооружать человека перед лицом жизни, давать
ему силы противостоять жизни…
…если зритель все же получает хоть какую-то опору для
надежды, то перед ним открывается возможность катарсиса, духовного очищения.
Того нравственного освобождения, пробудить которое и призвано искусство…» — из
лекций, прочитанных Андреем Арсеньевичем Тарковским на Высших двухгодичных
курсах сценаристов и режиссеров при Госкино СССР.
Живописные полотна наших художников - А. Пластова и С.Виноградова
Попрошу вашего внимания для следующего фрагмента, по-моему, по-прежнему актуального:
«…Человек, не испытавший горячего увлечения литературой,
поэзией, музыкой, живописью, не прошедший через эту эмоциональную выучку,
навсегда останется душевным уродом, как бы ни преуспевал он в науке и технике.
При первом же знакомстве с такими людьми я всегда замечаю их страшный изъян -
убожество их психики, их "тупосердие" (по выражению Герцена).
Невозможно стать истинно культурным человеком, не пережив эстетического
восхищения искусством. У того, кто не пережил этих возвышенных чувств, и лицо
другое, и самый звук его голоса другой. Подлинно культурного человека я всегда
узнаю по эластичности и богатству его интонаций. А человек с нищенски-бедной
психической жизнью бубнит однообразно и нудно, как та девушка, что читала мне
«Невский проспект» («О той девушке, которая в 1965 году оказалась неспособной
испытать радость, читая Гоголя, уловить переходы от одной тональности к другой,
от тихого смеха к хохоту, от хохота к пророчествующей патетике, он написал с
жалостью…» - Лидия Чуковская, «Памяти детства: Мой отец – Корней Чуковский»,
1971)
Но всегда ли школа обогащает литературой, поэзией, искусством духовную,
эмоциональную жизнь своих юных питомцев? Я знаю десятки школьников, для которых
литература - самый скучный, ненавистный предмет. Главное качество, которое
усваивают дети на уроках словесности, - скрытность, лицемерие, неискренность.
Школьников насильно принуждают любить тех писателей, к которым они равнодушны, приучают их лукавить и фальшивить, скрывать свои настоящие мнения об авторах, навязанных им школьной программой, и заявлять о своем пылком преклонении перед теми из них, кто внушает им зевотную скуку.
Я уже не говорю о том, что вульгарно-социологический метод, давно отвергнутый нашей наукой, все еще свирепствует в школе, и это отнимает у педагогов возможность внушить школярам эмоциональное, живое отношение к искусству.
Поэтому нынче, когда я встречаю юнцов, которые уверяют меня, будто Тургенев жил в XVIII веке, а Лев Толстой участвовал в Бородинском сражении, и смешивают старинного поэта Алексея Кольцова с советским журналистом Михаилом Кольцовым, я считаю, что все это закономерно, что иначе и быть не может. Все дело в отсутствии любви, в равнодушии, во внутреннем сопротивлении школьников тем принудительным методам, при помощи которых их хотят приобщить к гениальному (и негениальному) творчеству наших великих (и невеликих) писателей.
Без энтузиазма, без жаркой любви все такие попытки обречены на провал.
Теперь много пишут в газетах о катастрофически плохой орфографии в сочинениях нынешних школьников, которые немилосердно коверкают самые простые слова. Но орфографию невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен, у кого недоразвитая и скудная психика. Ликвидируйте эту безграмотность, и все остальное приложится».
Школьников насильно принуждают любить тех писателей, к которым они равнодушны, приучают их лукавить и фальшивить, скрывать свои настоящие мнения об авторах, навязанных им школьной программой, и заявлять о своем пылком преклонении перед теми из них, кто внушает им зевотную скуку.
Я уже не говорю о том, что вульгарно-социологический метод, давно отвергнутый нашей наукой, все еще свирепствует в школе, и это отнимает у педагогов возможность внушить школярам эмоциональное, живое отношение к искусству.
Поэтому нынче, когда я встречаю юнцов, которые уверяют меня, будто Тургенев жил в XVIII веке, а Лев Толстой участвовал в Бородинском сражении, и смешивают старинного поэта Алексея Кольцова с советским журналистом Михаилом Кольцовым, я считаю, что все это закономерно, что иначе и быть не может. Все дело в отсутствии любви, в равнодушии, во внутреннем сопротивлении школьников тем принудительным методам, при помощи которых их хотят приобщить к гениальному (и негениальному) творчеству наших великих (и невеликих) писателей.
Без энтузиазма, без жаркой любви все такие попытки обречены на провал.
Теперь много пишут в газетах о катастрофически плохой орфографии в сочинениях нынешних школьников, которые немилосердно коверкают самые простые слова. Но орфографию невозможно улучшить в отрыве от общей культуры. Орфография обычно хромает у тех, кто духовно безграмотен, у кого недоразвитая и скудная психика. Ликвидируйте эту безграмотность, и все остальное приложится».
(Из статьи К.И.Чуковского «О духовной безграмотности», «Литературная Россия», 2
июля 1965)
Друзья, будем же любопытны и любознательны, и трудолюбивы в желании стать культурным человеком! Тогда и жизнь заиграет новыми красками! Согласны?..
Комментарии
Отправить комментарий