Даниил Гранин: Что такое совесть?..

Не успеем оглянуться - и вот уже январь) И с первого же дня календарь 2019-го года откроется литературным юбилеем:
1 января - столетие со дня рождения Даниила Александровича Гранина.
Из интервью писателя интернет-журналу ЭКСМО:
- Вы продолжаете активно работать. В чем секрет Вашего долголетия?
- Мне часто задают этот вопрос. Я не вникаю, почему я такой, а не другой. Почему я продолжаю пытаться работать, хотя мне все труднее и труднее. Очень опасно вникать в это дело. Не надо дотрагиваться до того подарка или той радости, которая осталась в моей жизни. Я оказался по ту сторону привычного всем срока жизни. Судьба даровала мне. Спасибо ей. Некоторые спрашивают у меня рецепты. У меня нет рецептов. Единственное, что могу сказать — надо существовать, ощущая счастье жизни. Что сегодняшний день — самый счастливый день в жизни.
- Отличный совет для каждого...
Советник президента РФ по культуре Владимир Толстой считает, что Даниил Гранин связывал свое долголетие с любовью к миру и людям: "Я был дома у Даниила Александровича накануне вручения ему Государственной премии за выдающиеся гуманитарные достижения. Мы несколько часов проговорили о жизни, и он поразил меня удивительно благостным, добрым отношением к миру вообще и к людям. Он сам заговорил о секрете своего долголетия и сказал, что, наверное, дело в любви к жизни и людям - это помогает ему просыпаться каждый день с ощущением счастья». По его словам, с уходом Гранина не стало редкого нравственного авторитета: "Он был человеком гордым, честным, порядочным, высоконравственный и талантливый. Все это вместе позволяет говорить о нем как о высоком нравственном авторитете, которых сегодня остро не хватает нашему обществу. С его уходом стало еще грустнее. Такие люди необходимы, чтобы по ним сверять поступки в обществе, в стране, в мире".(https://tass.ru/kultura/4388072)
Прозаик Борис Евсеев подчеркивает, что Даниил Александрович "прожил в литературе неповторимый век и оставил большую память о себе".
Гранин: "Цель у меня - остаться самим собой!"
Даниила Гранина называли классиком еще при жизни. Его статус как выдающегося писателя, общественного деятеля и фронтовика всегда был неоспорим. Человек, прошедший войну и написавший о ней пронзительно и правдиво («Блокадная книга» совместно с А. Адамовичем, «Мой лейтенант», «Клавдия Вилор» и др.). Героями Гранина становились научные работники, инженеры, ученые, он много писал о научных поисках и творчестве («Искатели», «Зубр», «Иду на грозу» и др.). Все это было его темой, его окружением. Человеку, который прожил почти век, а если это еще и писатель, было о чем поведать своим читателям.
                «Совершенно неважно, сколько книг оставит после себя человек, — говорил  Даниил Гранин на одной из своих лекций, — все равно над гробом будут говорить только о том, был человек добр или нет, много в нем было любви или нет». Думается, в случае Гранина это правило, его же собственное правило не сработает — потому что именно он был живым примером того, как писательское слово становится инструментом борьбы за правду, а история подвижника и правдоискателя — увлекательной книгой.
                А для петербуржцев Гранин оставался носителем духа города - того духа, который помог выстоять при фашистах, и того, который ожил совсем недавно и вылился в марафон взаимопомощи, когда из-за терактов в Петербурге случился транспортный коллапс. И нравственным камертоном: «К сожалению, сейчас только одна идея — обогащайтесь, кто как может. Вот какая у нашего общества идея. А моя личная идея — сохранить порядочность, честность, интеллигентность. Такие вот простые вещи…» — говорил Гранин в одном из интервью.
- Твори любовь, а не войну: о последнем романе Д.Гранина
"Жизнь в России — всегда чудо. Плохое чудо или хорошее, но обязательно чудо. Предсказать, что здесь случится, пусть даже в следующем году, абсолютно невозможно." 
Д.Гранин
- Авторская программа Даниила Гранина (Россия, 2003). 4 фильма.
- «Линия жизни» на ТВ Культура: В программе писатель Даниил Гранин размышляет о жизни, о войне, о творчестве и литературе, о сегодняшнем дне.
- "Даниил Гранин. Исповедь". Документальный фильм на НТВ
- Лучшие книги Даниила Александровича Гранина 



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

И залитые кровью недели: О Первой мировой...

Сентябрь уж наступил! Читаем!

Ищите чудеса вокруг себя! Читайте!