И причудливо стелются тени: поэзия, проза и...Крещенье!

Добрый день! Завтра - Крещенье! или Богоявление. По старому стилю этот праздник приходился на 6 января и закрывал святочный цикл, который начинался с Рождества. Крещение завершало 12-дневные гулянья с вечеринками, колядками и гаданиями — в этот день люди изгоняли нечисть, хозяйничавшую на Святках, и замаливали собственный грех «бесовских игрищ»...
КРЕЩЕНСКАЯ НОЧЬ
Тёмный ельник снегами, как мехом,
Опушили седые морозы,
В блёстках инея, точно в алмазах,
Задремали, склонившись берёзы.
Неподвижно застыли их ветки,
А меж ними на снежное лоно,
Точно сквозь серебро кружевное,
Полный месяц глядит с небосклона.
Высоко он поднялся над лесом,
В ярком свете своем цепенея,
И причудливо стелются тени,
На снегу под ветвями чернея.
Замело чаши леса метелью, -
Только вьются следы и дорожки,
Убегая меж сосен и ёлок,
Меж берёзок до ветхой сторожки.
Убаюкала вьюга седая
Дикой песнею лес опустелый,
И заснул он, засыпанный вьюгой,
Весь сквозной, неподвижный и белый.
Спят таинственно стройные чащи,
Спят, одетые снегом глубоким,
И поляны, и луг, и овраги,
Где когда-то шумели потоки.
Тишина, – даже ветка не хрустнет!
А, быть может, за этим оврагом
Пробирается волк по сугробам
Осторожным и вкрадчивым шагом.
Тишина, – а, быть может, он близко...
И стою я, исполнен тревоги,
И гляжу напряженно на чащи,
На следы и кусты вдоль дороги.
В дальних чащах, где ветви как тени
В лунном свете узоры сплетают,
Все мне чудится что-то живое,
Все как будто зверьки пробегают.
Огонёк из лесной караулки
Осторожно и робко мерцает,
Точно он притаился под лесом
И чего-то в тиши поджидает.
Бриллиантом лучистым и ярким,
То зелёным, то синим играя,
На востоке, у трона Господня,
Тихо блещет звезда, как живая.
А над лесом все выше и выше
Всходит месяц, – и в дивном покое
Замирает морозная полночь
И хрустальное царство лесное!
Иван Бунин, фото Людмилы Васильевой

Кто хочет узнать больше об этом большом православном празднике, предлагаем ссылки:
- ТАСС рассказывает об истории, смысле и традициях праздника.
- Крещенские традиции на Руси
Еще немного поэзии?)
Борис Пастернак "Снежок"
Ты в меня запустила снежком.
Я давно человек уже зрелый.
Как при возрасте этом моем
Шутишь ты так развязно и смело.
Снег забился мне за воротник,
И вода затекает за шею.
Снег мне, кажется, в душу проник,
И от холода я молодею.
Что мы смотрим на снежную гладь?
Мы ее, чего доброго, сглазим.
Не могу своих мыслей собрать.
Ты снежком сбила их наземь.
Седины моей белой кудель
Ты засыпала белой порошей.
Ты попала без промаха в цель
И в восторге забила в ладоши.
Ты хороший стрелок. Ты метка.
Но какой мне лечиться микстурой,
Если ты меня вместо снежка
Поразила стрелою амура?
Что мне возраст и вид пожилой?
Он мне только страданье усилит.
Я дрожащей любовной стрелой
Ранен в бедное сердце навылет.
Ты добилась опять своего,
Лишний раз доказав свою силу,
В миг, когда ни с того ни с сего
Снежным комом в меня угодила.
На страницах "Известий" интересно ознакомиться с мнением Игоря Волгина, Евгения Чигрина о современной ситуации в сфере поэзии:
- "Нельзя сказать, что современная поэзия не отражает того, что с нами происходит. Как раз напротив. Пожалуй в никаком другом виде искусства не воплотились с такой пронзительностью наши интимные переживания, наши сомнения и предчувствия, наша духовная драма. Но «узок круг» внимающих и, главное, слышащих (назвав свою последнюю поэтическую книгу «Толковый словарь», я стремился лишь обозначить проблему). Для многих стихи — это всего лишь звук пустой. Но «воспитание слуха» – это, собственно, и есть воспитание чувств. Поэтическая картина мира таинственным образом связана с миром нравственным. Недаром Достоевский указывал на Пушкина как на наше историческое оправдание и предназначение. Если это не так, то «видовая цель» откладывается на неопределенный срок. 
- Евгений Чигрин: В интервью «Известиям» он рассказал о роли лирика как хранителя языка, мистических и прозаических корнях русской поэзии и современном кризисе жанра.
Если вы предпочитаете прозу, то обратите внимание на рекомендацию "Российской газеты" почитать роман "Чеснок" Даниэля Орлова или - любителям зарубежной прозы - интервью, которое Фредерик Бегбедер взял у известных романистов Умберто Эко и Антонио Табукки 
...а еще на статью Романа Сенчина, в которой он рассуждает о топ-списках книги критике:
Как видим, литература жива, изданий много, мнений о литературе тоже, выбор есть, так что вперед, Читатель!)
Худ. Ellen de Groot






Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

И залитые кровью недели: О Первой мировой...

Сентябрь уж наступил! Читаем!

Ищите чудеса вокруг себя! Читайте!