Оренбургская областная библиотека для молодежи

Оренбургская областная библиотека для молодежи

29 апреля 2019

Вы в книгах прочитаете, как миф...: Виктор Астафьев

Май в этом году богат на литературные юбилеи: 95 лет со Дня рождения писателей-фронтовиков В.Астафьева, Б.Окуджавы (9 мая), Ю.Друниной (10 мая), Б.Васильева (21 мая) и 100 лет Борису Слуцкому (7 мая). Так случилось по времени, по истории, что они, имена и личности отечественной литературы, а ещё и фронтовики, родились в месяц, ставший победной точкой в долгой Великой Отечественной войне.
И начинается эта юбилейная галерея с самого первого дня месяца -
1 мая родился Виктор Петрович Астафьев 
Фото сайта Hrono.ru
Поколение писателей- фронтовиков, которые родились в первой половине 1920-х годов, называют «убитым поколением», потому что из каждых 100 ушедших на войну молодых людей, вернулись только трое! И те, кто вернулся, остался жив, посчитал своим долгом рассказать о невернувшихся, «недолюбивших и недокуривших последней папиросы»…
Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Когда б не бой, не вечные исканья
Крутых путей к последней высоте,
Мы б сохранились в бронзовых ваяньях,
В столбцах газет, в набросках на холсте…
Николай Майоров, из стихотворения «МЫ», погиб в 22 года (февраль 1942г.)
Более тысячи писателей принимали участие в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны, «пером и автоматом» защищая родную землю. Из 1000 с лишним писателей, ушедших на фронт, более 400 не вернулись с войны, 21 человек стал Героем Советского Союза.
Писатели-фронтовики: о времени и о себе
Фото писателя Астафьева сайта Сибирика
Во время Великой Отечественной войны Астафьев ушел на фронт добровольцем, воевал простым солдатом, был ранен. Фронтовые заслуги Астафьева отмечены орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.", "За освобождение Польши". Вернувшись с фронта, Астафьев поселился на Урале. Работал слесарем, подсобным рабочим, учителем. 
С 1951 года по 1955 год Астафьев был литературным сотрудником газеты "Чусовской рабочий". В 1951 году в этой газете был опубликован его первый рассказ "Гражданский человек". 
Чрезвычайно плодотворными для писателя были 1960-е годы: написана повесть "Кража" (1961-1965), новеллы, составившие впоследствии повесть в рассказах "Последний поклон". В 1968 году повесть "Последний поклон" вышла в Перми отдельной книгой. К 1965 году начал складываться цикл затесей — лирических миниатюр, раздумий о жизни, заметок для себя. Они печатались в центральных и периферийных журналах. В 1972 году "Затеси" вышли отдельной книгой в издательстве "Советский писатель". 
В 1980 году начался новый период его творчества. В Красноярске и в Овсянке — деревне его детства — им написаны романы "Печальный детектив" (1985) и "Прокляты и убиты" (1995), повесть  "Так хочется жить" (1995) и др. произведения.
Критики писали, что в произведениях Астафьева война видна глазами солдата или младшего офицера, "окопника", на котором держалась вся армия. Перед юбилеем Виктора Петровича «Российская газета» решила поговорить со знающими людьми о том, жива ли в современной русской литературе тема Великой Отечественной войны.
Олег Давыдов. НУТРО. О ВОЕННОМ ЭПОСЕ ВИКТОРА АСТАФЬЕВА
Газета «Культура» побывала на родине Астафьева, в деревне Овсянка под Красноярском.
Писатель и критик Валентин Курбатов о писателе:
"Он никогда не выбирал нарочитых героев, невероятным чутьем догадываясь, что народ — ​это каждый, и можно оглянуться, положим, в одной своей родне, как он сделал в «Последнем поклоне», и это будет вся Россия. Можно не оглядывать войну от фронта до фронта, а написать Сашку Лебедева и Бориса Костяева, написать «Звездопад», «Пастуха и пастушку», «Прокляты и убиты» — ​и это будет вся война, от величия до сомнения. Можно не ожигать читателя ужасом цифр, подводящих к осознанию экологического края, а написать столкновение Акима и Гоги Герцева в «Царь-рыбе» — ​и это будет лучшее подтверждение разора и предупреждение о нравственных тупиках...
Его помыслы всегда были по росту любому человеческому сердцу. Он, действительно, как будто только «пытался оживить и лес, и дол, и горы, очиститься душою и чаял, чаял хоть немножко, хоть-чуть помочь людям сделаться добрее», а за этими простыми заботами вошел в русскую культурную традицию со спокойной неотменимостью и поучительным достоинством во век не изменяющего правде человека. 
Покоя в нашей душе, судя по всему, уже не будет. Не будет и однозначного отношения к Виктору Петровичу Астафьеву, потому что теперь он так и останется там, в прошедшем, предпочитая жить и погибать с человеком, с высшей его правдой, которую сам-то человек часто и уступить готов, да художник ему не позволит и тем убережет полноту, яркость, молодость и нетускнеющую свежесть жизни. Наш диалог с ним еще долго будет труден, но, как хочется думать, что Господь не зря время от времени посылает «круглые даты» юбилеев великих художников в надежде, что мы еще научимся слышать друг друга лучше и бережнее, потому что труд этот не кончается со смертью писателя, и, пока живы его книги, слава Богу, труд этот навсегда останется обоюден.
 Послушайте напоследок его самого в лучшую минуту сердечного успокоения: «Никого не кляну, никого не ругаю, а благодарю Создателя за то, что даровал он мне радость творческого упоения и подсоблял в минуты колебаний и соблазнов жить по правилу, завещанному храбрым русским офицером и светлым поэтом Батюшковым: «Живи, как пишешь, пиши, как живешь». Я не изведал того пламени, какой сжигал Лермонтова, Пушкина, Толстого, не узнал, каким восторгом захлебывались они, какой дальний свет разверзался перед ними и какие истины открывались им. Но… я тоже знавал, пусть и краткое, вдохновение, болел и мучился словом… и моя радость… сотворением собственного чуда останется со мной…».
Светлая память и бесконечная наша благодарность...





Комментариев нет:

Отправить комментарий