Поэзия: автор и читатель есть всегда!
На этой неделе исполняется 90 лет великому русскому поэту Владимиру Соколову... Прочитала эту фразу, и подумалось, что опять есть повод поговорить о Литературе и Чтении))) Тем более, что за последнее время появились интересные статьи и интервью... Но сначала вспомним Поэта, имя которого не на слуху, но его творчество - один из примеров крепкого великого связующего звена в сохранении преемственности отечественной культуры. Поэзия Владимира Соколова полна лиризма и философии, так скажем, "высокой обыденности", только надо вчитаться!
- "Тайная беда" - это, если угодно, главная тема поэзии Владимира Соколова. Он занимался тем, чем, в сущности, и должен заниматься подлинный поэт: проникновением в душу человеческую. Для такой поэзии советское литературоведение придумало свой термин "тихая лирика",
- Поэт Владимир Соколов читает стихи
Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек.
Я давно уже ангел, наверно,
Потому что, печалью томим,
Не прошу, чтоб меня легковерно
От земли, что так выглядит скверно,
Шестикрылый унёс серафим. - ...что крайне важно, — в чем великое гуманистическое значение творчества Владимира Соколова: он один из тех немногих больших русских поэтов второй половины XX века, кто сумел стать связующим звеном между культурными традициями Серебряного века, а следовательно — пушкинской России, и России современной, кто обеспечил преемственность русской культуры, не позволил прерваться этой слабой и тонкой нити.
В сетевой литературе я виртуально познакомилась с творчеством поэтессы Ирины Александровны Евсы : "В России Ирина Евса теперь не такой частый гость, как хотелось бы, поэтому о новой книге, о современном читателе и о современном авторе мы разговариваем, как теперь модно говорить, «дистанционно». А вот с ее стихами никакой дистанции нет, они близки и понятны настолько, насколько читатель трудится их понять. ..". И в продолжение разговора о Соколове, что необходимо ВЧИТАТЬСЯ в строки поэта, добавим мнение Ирины Евсы о талантливом читателе:
"И.Е.: Сегодня интернет сделал чтение общедоступным – он буквально вывалил на голову читателя разнородные тексты, формально уравняв Ах Астахову или Солу Монову с настоящей поэзией. Нас это удивляет, даже задевает, но надо признать, что ничего нового не происходит. Мы просто привыкли идеализировать воображаемого читателя. Никто не поглупел, бешеный успех Асадова в свое время – явление того же порядка. Массовый читатель не так взыскателен и разборчив, как нам хотелось бы. Он в принципе любит стихи – если называть стихами всё, что в рифму. При этом большинство предпочитает тексты доступные, понятные – такие, чтоб не надо было листать словарь или (не дай Бог!) энциклопедию.
Журналист.: Разве поэзия не должна быть близка, понятна? Так, чтобы возникала своеобразная радость узнавания – вот, описано то же, что происходит у меня в жизни?
И.Е.: Я все же думаю, что поэзия должна быть, скорее, элитарна, нежели элементарна. И в этом тоже ничего нового – нельзя без определенной подготовки читать Мандельштама, Пастернака, Бродского. Нельзя, не шевеля мозгами, читать Кенжеева, Кекову, Олесю Николаеву. Чтение – это работа, на которую способен далеко не каждый читатель."
- Ирина Евса: «Читатель есть всегда»
И ещё одно мнение о современной ситуации в детской литературе:
- Но современная российская детская литература заслуживает большего и лучшего.
Завершим публикацию стихами Соколова, о творчестве которого мы её начали:
- "Тайная беда" - это, если угодно, главная тема поэзии Владимира Соколова. Он занимался тем, чем, в сущности, и должен заниматься подлинный поэт: проникновением в душу человеческую. Для такой поэзии советское литературоведение придумало свой термин "тихая лирика",
- Поэт Владимир Соколов читает стихи
В 1988 году, в возрасте шестидесяти лет, Соколов создает одно из лучших своих лирических стихотворений:
От его окровавленных рек.
И не надо мне прав человека,
Я давно уже не человек.
Я давно уже ангел, наверно,
Потому что, печалью томим,
Не прошу, чтоб меня легковерно
От земли, что так выглядит скверно,
Шестикрылый унёс серафим.
В сетевой литературе я виртуально познакомилась с творчеством поэтессы Ирины Александровны Евсы : "В России Ирина Евса теперь не такой частый гость, как хотелось бы, поэтому о новой книге, о современном читателе и о современном авторе мы разговариваем, как теперь модно говорить, «дистанционно». А вот с ее стихами никакой дистанции нет, они близки и понятны настолько, насколько читатель трудится их понять. ..". И в продолжение разговора о Соколове, что необходимо ВЧИТАТЬСЯ в строки поэта, добавим мнение Ирины Евсы о талантливом читателе:
"И.Е.: Сегодня интернет сделал чтение общедоступным – он буквально вывалил на голову читателя разнородные тексты, формально уравняв Ах Астахову или Солу Монову с настоящей поэзией. Нас это удивляет, даже задевает, но надо признать, что ничего нового не происходит. Мы просто привыкли идеализировать воображаемого читателя. Никто не поглупел, бешеный успех Асадова в свое время – явление того же порядка. Массовый читатель не так взыскателен и разборчив, как нам хотелось бы. Он в принципе любит стихи – если называть стихами всё, что в рифму. При этом большинство предпочитает тексты доступные, понятные – такие, чтоб не надо было листать словарь или (не дай Бог!) энциклопедию.
Журналист.: Разве поэзия не должна быть близка, понятна? Так, чтобы возникала своеобразная радость узнавания – вот, описано то же, что происходит у меня в жизни?
И.Е.: Я все же думаю, что поэзия должна быть, скорее, элитарна, нежели элементарна. И в этом тоже ничего нового – нельзя без определенной подготовки читать Мандельштама, Пастернака, Бродского. Нельзя, не шевеля мозгами, читать Кенжеева, Кекову, Олесю Николаеву. Чтение – это работа, на которую способен далеко не каждый читатель."
- Ирина Евса: «Читатель есть всегда»
Да, чтение - это работа, это труд, об этом всегда приходится помнить, и говорить, если мы ведем разговор, прежде всего, о семейном чтении, о привлечении к чтению. А вот мнение известного детского поэта Анастасии Орловой как раз на эту тему:
- Любовь к чтению нельзя воспитать, но можно и нужно этой любовью поделиться, считает Анастасия Орлова.И ещё одно мнение о современной ситуации в детской литературе:
- Но современная российская детская литература заслуживает большего и лучшего.
Завершим публикацию стихами Соколова, о творчестве которого мы её начали:
Вдали от всех парнасов,
От мелочных сует
Со мной опять Некрасов
И Афанасий Фет.
Они со мной ночуют
В моём селе глухом.
Они меня врачуют
Классическим стихом.
Звучат, гоня химеры
Пустого баловства,
Прозрачные размеры,
Обычные слова.
И хорошо мне... В долах
Летит морозный пух.
Высокий лунный холод
Захватывает дух.
1960
Комментарии
Отправить комментарий