Чтение: о, золотые времена!..
"ЧТЕНИЕ - ВОТ ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ " (А.С. Пушкин ).
Не хочется выглядеть банально, но с этой цитаты великого поэта начнем запись этого дня!)
К чтению и любви к книгам все приходят по-разному... или все-таки одинаково? Читающая семья, пример читающих близких перед глазами в детстве, увлеченный своим предметом учитель-словесник в школе...да, наверное, так... Для подкрепления вышеизложенного - о детском чтении Марины Цветаевой, а далее предложим почитать Анри де Монтерлана, французского писателя (с подачи друга на ФБ). Итак, начинаем:
"Книги в красном переплете".
Из рая детского житья
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом красном переплёте.
Чуть лёгкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам, бывало.
- Уж поздно!
- Мама, десять строк!…-
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы….
(Мне страшно!). Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона…
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
"Позвольте, я наследник трона!"
Ушёл во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы…
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Вы мне привет прощальный шлёте,
Неизменившие друзья
В потёртом красном переплёте.
Чуть лёгкий выучен урок,
Бегу тотчас же к вам, бывало.
- Уж поздно!
- Мама, десять строк!…-
Но, к счастью, мама забывала.
Дрожат на люстрах огоньки…
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана и Кюи
Я узнавала судьбы Тома.
Темнеет, в воздухе свежо…
Том в счастье с Бэкки полон веры.
Вот с факелом Индеец Джо
Блуждает в сумраке пещеры…
Кладбище… Вещий крик совы….
(Мне страшно!). Вот летит чрез кочки
Приёмыш чопорной вдовы,
Как Диоген, живущий в бочке.
Светлее солнца тронный зал,
Над стройным мальчиком — корона…
Вдруг — нищий! Боже! Он сказал:
"Позвольте, я наследник трона!"
Ушёл во тьму, кто в ней возник.
Британии печальны судьбы…
— О, почему средь красных книг
Опять за лампой не уснуть бы?
О золотые времена,
Где взор смелей и сердце чище!
О золотые имена:
Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!
Первый сборник стихов Марины Цветаевой под названием "Вечерний альбом", увидевший свет в 1910 году, стал знаковым событием в жизни 18-летней поэтессы. И не только потому, что этот дебют предопределил её судьбу. Таким необычным способом Цветаева прощалась со своим детством, которое прошло под знаком семейного благополучия, гармонии и любви.
Однако преждевременная кончина матери девочки разрушила этот хрупкий мир, и его осколки навсегда остались в сердце девушки, которая утратила иллюзии, став старше и сдержаннее в своих суждениях. Тем не менее, окончательно расстаться с миром детских грёз ей удалось лишь спустя несколько лет.
Однако преждевременная кончина матери девочки разрушила этот хрупкий мир, и его осколки навсегда остались в сердце девушки, которая утратила иллюзии, став старше и сдержаннее в своих суждениях. Тем не менее, окончательно расстаться с миром детских грёз ей удалось лишь спустя несколько лет.
Подтверждением этому служит стихотворение "Книги в красном переплете", которое вошло в дебютный поэтический сборник Цветаевой, став последним приветом из прошлой, счастливой и безмятежной, жизни. Её символом для Цветаевой были книги, которые она так любила. Именно благодаря чтению будущий поэт открыла для себя удивительный мир волшебства, именуемый литературой. Прошли годы, и Марина смогла по достоинству оценить этот багаж знаний, называя книги не иначе, как "неизменившие друзья в потертом, красном переплете".
Обращаясь к недавнему прошлому, Цветаева испытывает ностальгию и восклицает: "Как хорошо за книгой дома!". В соседней комнате мать играет на рояле, время от времени напоминая своим девочкам, что давно уже пора укладываться спать. Однако юные сестры Цветаевы с упоением перелистывают страницы книг, пахнущие типографской краской, мечтая поскорее узнать, чем же закончится очередная история.
В жизни же всё оказалось намного сложнее и трагичнее. После смерти матери хрупкий мир семенного благополучия перестал существовать, и даже любимые книги уже больше не могли избавить Марину от грустных раздумий. Счастливое детство закончилось, и вместе с ним канули в небытие ночные чтения под лампой с абажуром, которые переносили юную Цветаеву в мир пусть и выдуманных, но таких любимых, близких, понятных литературных героев.
В жизни же всё оказалось намного сложнее и трагичнее. После смерти матери хрупкий мир семенного благополучия перестал существовать, и даже любимые книги уже больше не могли избавить Марину от грустных раздумий. Счастливое детство закончилось, и вместе с ним канули в небытие ночные чтения под лампой с абажуром, которые переносили юную Цветаеву в мир пусть и выдуманных, но таких любимых, близких, понятных литературных героев.
Став старше, поэт неоднократно пыталась повернуть время вспять и восстановить те ощущения, которые испытывала в детстве. Она даже порывалась провести ночь за чтением любимых книг, но очень скоро поняла, что это не поможет ей перенестись в прошлое и услышать требовательный голос матери, которая призывала дочерей отправляться в постель. "О золотые времена, где взор смелей и сердце чище!"- с ностальгией восклицает Цветаева , понимая, что этот этап её жизни, наполненный светом и душевным теплом, отныне будет жить лишь в воспоминаниях.
Известно, что Марина и в детстве, и позднее не просто любила читать, а любила так страстно читать, что “проваливалась” в книги с головой. Как пишет её биограф Виктория Швейцер: " Едва научившись читать, она набросилась на книги и принялась читать всё без разбору: книги, которые давала ей мать и которые брать не разрешала, книги, которые должен был читать, но не читал, не любил старший Андрюша, книги, стоявшие в запретном для Марины... шкафу сестры Лёры...". И позднее, учась в гимназии, Цветаева , по воспоминаниям одноклассницы Татьяны Астаповой, "неизменно читала или что-то писала на уроках, явно безразличная к тому, что происходит в классе; только изредка вдруг приподнимет голову, заслышав что-то стоящее внимания, иногда сделает какое-нибудь замечание и снова погрузится в чтение". (спасибо за текст Людмиле Васильевой, педагогу)
Литератор Эмиль Сокольский рекомендует почитать "остроумные, изящно выраженные мысли" из Дневников французского писателя Анри де Монтерлана (1895 – 1972), потомка старинного аристократического рода. Этого автора он знал по остроумному, изящному афоризму: «Кто приходит ко мне с визитом, оказывает мне честь. Кто не приходит ко мне с визитом, доставляет мне удовольствие». Для людей занятых – весьма жизненно!
Мыслей много, поэтому возьмем одну тему: отношения с близким и не очень близким окружением.
***
«Больше всего в друзьях пугает то, что они всё время хотят нас видеть.
«Больше всего в друзьях пугает то, что они всё время хотят нас видеть.
Добрая половина жизни уходит на то, чтобы дать людям понять, что думаешь не только о них одних.
Из всех наших друзей только к эгоистам мы питаем бескорыстные чувства.
Мы проклинаем друзей, которые не дают нам покоя: сколько времени мы из-за них теряем! Но те, которые нас не беспокоят, друзья ли они нам?
Чтобы понять, необходимо любить, чтобы любить, понимание не обязательно.
В человеческом предательстве есть и хорошая сторона. Как крепнет желание быть с тем, кто не предаёт!
Лучше уж отказаться от всего, чем потерять доверие к людям».
А вот мысль ну прямо для Фейсбука, с его расфрендами и банами:
«Он сказал, что я глупец. После чего я решил, что это он глупец, поскольку он меня не убедил и нажил себе врага».
«Он сказал, что я глупец. После чего я решил, что это он глупец, поскольку он меня не убедил и нажил себе врага».
Сокольского поддержала философ Елена Янушевская: " Монтерлан - тонкий психолог. У него есть еще такой камерный роман -"Девушки", про писателя-обольстителя, роман психологически беспощадный, безо всякого романтического флера и эстетства, как у Кьеркегора в "Дневнике соблазнителя". Весьма поучительный для девиц роман. Роман на самом деле отличается прекрасными литературными качествами, читается легко, если понимать, что именно до нас хочет донести автор как психолог-хирург; если понимать, что все-таки произведение - это нечто большее, чем текст... Хотя стиль у него, на мой взгляд, тоже весьма оригинальный..."
Комментарии
Отправить комментарий