Развитие личности: чтение и информация...
Пятница радует солнцем! Потеплело) и обещают в последующие дни жару... Готовы к выходным? Выбрали себе формат отдыха? А нам и выбирать не надо - чтение!) такие уж мы библиотекари)))
- Его огорчает "...печальное положение с
культурой, со знанием истории, а, следовательно, самих себя. Обезличивание
людей, которое происходит на наших глазах достаточно незаметно.
Приведу слова Натальи Земковой, библиотекаря из Саранска:
"Настоящий читатель -
это человек, который, беря книгу в руки... открывает себя, величайший дар
природы в себе - талант сопереживания, талант человечности. И если это порой
случается, значит, книга сделала свое дело - стала мыслью, чувством, мечтами и
поступками других людей. Значит, в чем-то она сможет - их усилиями, их волей -
изменить народ, жизнь, мир к лучшему."
Кто не боится "много текста" - для вас, наши единомышленники, цитаты писателей и кое что ещё со страниц газеты "Известия":
- Самые прекрасные
мгновения всегда полны нежной грусти...
Чувствуешь, что они мимолетны, и хочется их удержать, а это невозможно...
Андре Моруа
- Во всем есть черта, за
которую перейти опасно; ибо, раз переступив, воротиться назад невозможно.
Ф.М.Достоевский
- Здесь, в мире людей, можно отдать время,
деньги, молитву - и ничего не получить взамен.
(с) Р.Брэдбери
Книга всегда полна тайн, даже когда ты её прочитал. Понравилась - это твоё, нет - значит, она не для тебя, или, может, стоит к ней вернуться ещё раз?...
Не забудем о чтении газет и журналов, самое оперативное и личное мнение авторов - там, в интервью, критических статьях. Но сейчас я предлагаю фрагмент интервью не писателя, а доктора психологических наук, профессора Бориса Рыжова "Известиям", в котором он затрагивает проблему развития личности в информационном обществе и обезличивания людей, объясняет какими должны быть просвещение и отдых (весь текст тут):
— Разве современное
обилие информации не способствует развитию личности?
— Доступ к информации
и приобретение информации — противоположные вещи. Чем сложнее приобретать информацию, тем больше от
нее пользы. Человек всё постигает через напряжение. Если исходного напряжения
нет, то и ничего нет.
Принцип получения
любого удовольствия — всегда волна. Создается напряжение, потом разрядка
напряжения, и эта разрядка дает тебе удовольствие. Все мы отличаемся только
потребной нам амплитудой. Кому-то нужна небольшая нагрузка: достаточно перенестись
мысленно в другую реальность, почитав книгу или посмотрев фильм. Кому-то —
например, подросткам — надо на крышах поездов кататься или на отвесную стену
залезть. Когда исходного напряжения нет, всё разжевывают, человек ни к чему не
будет стремиться. Рядом с тобой будут сидеть Эйнштейн и Леонардо, но ты об этом даже не
догадаешься. Лет через 10 тебя спросят: «Кто такой Леонардо?» — «Я не знаю». Потому
что не искал его, не тратил время.
Самое лучшее
просвещение через развлечение. Когда человек заинтересован, он отдыхает. Чтобы
хорошо отдыхать, надо не на диване лежать — так ты к инсульту быстрым шагом
идешь, к ожирению ума и сердца. Смена деятельности должна быть. Если я интенсивно
10 минут пилил правой рукой, то гораздо лучше, если я не просто посижу, а буду
пилить левой рукой — правая отдохнет при этом полноценно.
Отдых должен быть
через деятельность. Познать мир, в котором ты живешь, — вот что интересно.
Через микроинтересы возникает макроинтерес к миру, стране, истории, частью
которой ты являешься.
Когда что-то любишь, в
сознании образуется некое подобие книжного шкафа и даже для случайно
услышанного слова, которое в одно ухо влетит, в другое вылетит, имеется
полочка. Это свойство нашей памяти. Мало того, иногда слово замыкает ряд,
который зиял неполнотой...".
Для библиотекарей - его совет о секрете успешного просвещения:
"Чтобы читать лекции интересно,
есть только один путь — тебе самому должно быть интересно то, о чем
рассказываешь." Это вполне применимо к нашей работе с читателями/пользователями в любых её форматах...
И вообще - мечтайте чаще, вдруг вас подслушает свободный джинн!)))
Хороших выходных!
Комментарии
Отправить комментарий