Безличное — вочеловечить, Несбывшееся — воплотить!..
Всем-всем, здравствуйте! вот и середина недели). Сколько событий произошло за прошедшие дни, и хороших, и не очень... Но будем говорить только о хорошем, о чём? Конечно, о нашем достойном - о литературе) Благо, процесс литературный идет нескончаемым потоком...
Итак, начинаем:
Сегодня день памяти замечательного, великого Александра Блока, который восклицал "О, я хочу безумно жить!.." (Читает Вениамин Смехов)
О, я хочу безумно жить:
В августе исполнится 100 лет со дня рождения Михаила Кульчицкого, поэта из "выбитого поколения" в годы Великой Отечественной, поэта, строки которого те самые - "оборванные пулей"...
Каждая строчка – это дуэль, –
Итак, начинаем:
Сегодня день памяти замечательного, великого Александра Блока, который восклицал "О, я хочу безумно жить!.." (Читает Вениамин Смехов)
О, я хочу безумно жить:
Всё сущее - увековечить,
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,-
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!
Стихи написаны в феврале 1914 года, скоро начнется Первая мировая, в связи с этим литературно-историческим фактом приведу ссылку на статью уважаемого критика и писателя Павла Басинского по поводу дилеммы: война рождает сильную литературу - это хорошо? это хорошая литература? Радоваться или нет тому, что гражданская война породила великую литературу в России? и восхищается (на его взгляд) "мощным, потрясающим" романом современного автора - "Держаться за землю" Сергея Самсонова на материале донецко-луганской войны...
Безличное - вочеловечить,
Несбывшееся - воплотить!
Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне,-
Быть может, юноша весёлый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство - разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь - дитя добра и света,
Он весь - свободы торжество!
Стихи написаны в феврале 1914 года, скоро начнется Первая мировая, в связи с этим литературно-историческим фактом приведу ссылку на статью уважаемого критика и писателя Павла Басинского по поводу дилеммы: война рождает сильную литературу - это хорошо? это хорошая литература? Радоваться или нет тому, что гражданская война породила великую литературу в России? и восхищается (на его взгляд) "мощным, потрясающим" романом современного автора - "Держаться за землю" Сергея Самсонова на материале донецко-луганской войны...
"Неужели действительно ничего не меняется под луной, и большую литературу может порождать только война,коллективное убийство? Трупы, искалеченные люди, дети, которым не дали пожить в этой жизни, убитые женщины, старики? Неужели для того, чтобы написать мощный роман, нужна бойня? Неужели мы не в XXI веке живем, а все еще в Средневековье?"
В августе исполнится 100 лет со дня рождения Михаила Кульчицкого, поэта из "выбитого поколения" в годы Великой Отечественной, поэта, строки которого те самые - "оборванные пулей"...
Каждая строчка – это дуэль, –
Площадка отмерена точно.
И строчка на строчку – шинель на шинель,
И скресты двух шпаг – рифмы строчек.
И если верх – такая мысль,
За которую сжёгся Коперник,
Ты не сможешь забыть, пусть в бреду
приснись,
Пусть пиши без бумаги и перьев.
"...Когда он читал, удивительное было ощущение – словно погружаешься в какую-то глубину. С каждой строкой внимание возрастало.
– Важно заготовить первую строчку и для стихов, и для выступлений, такую, чтобы брать быка за рога, чтобы она приковывала внимание, – как-то потом говорил он мне. – С каждой новой строкой читатель должен всё больше удивляться, чтобы внимание не ослабевало.– Есть два рода стихов. Одни написаны «сплавом», другие – «свинчиваются». Ты пишешь на одном дыхании, всё сразу, это называется «сплав». Заготавливай строчки, а потом их свинчивай. Такие стихи интересней, образней. Читаешь поэтов – выписывай интересные строки из стихов в тетрадь. Учись делать строчки, – говорил он мне в одном из наших разговоров.В то время особенно ценились «строчки». Есть у начинающего поэта «хорошие строчки» – значит, он поэт. Считалось, что «гладкие» стихи могут писать все, а «хорошие строчки» – поэты.– Но в стихах должен быть воздух, –говорил Миша. – Иногда плюс на плюс получается минус. Если стихи из одних образов, может получиться чрезмерно густо, мы это называем «кич». Нужен воздух.Надо сочетать «сплав» и «свинчивание»" - Цитата из статьи "Литературной газеты".
А теперь интересное о литературе в целом:
- сайт Горький дарит мнение норвежского писателя, нобелианта, Кнута Гамсуна о русской литературе:
"Русское творчество в
своем целом так обширно, что его трудно обнять. Оно несколько широко - это
происходит от широкого простора русской земли и русской жизни. Это - необозримый
простор, куда ни поглядишь.
* * *
Достоевский воображал
себя гением и работал над своим развитием, и ушел так далеко, что никто еще не
возвысился до него. Бог знает, что было бы, если бы Достоевский не воображал
себя гением, — может быть, он не решался бы браться за разрешение величайших
задач. И вот он написал двенадцать томов, которые нельзя сравнить ни с какими
другими двенадцатью томами. Нет, ни с какими двадцатью четырьмя томами! Вот,
например, у него есть маленький рассказ под заглавием «Кроткая». Это крошечная
книжка. Но она слишком велика для всех нас, она недосягаема для нас по своему
величию. Пусть все признают это.
* * *
«Война и мир», «Анна
Каренина» — более великих произведений в своем роде никто не создавал. И нет
ничего удивительного в том, что впечатлительный коллега даже на своем смертном
одре просил великого писателя создать еще больше таких произведений. Размышляя
над всем этим, я с радостью понимаю и с радостью готов простить Толстому его
отвращение к созданию самых великолепных художественных произведений для
человечества. Поставлять изящную литературу могут другие, кто чувствует себя
хорошо при этом, кто высоко ставит эту деятельность и находит в ней великую
честь. Но против чего я по своему разумению восстаю, так это против тщеславной
попытки великого писателя сочинять философию, мышление. Вот это-то и искажает
его положение в позу. Он разделяет участь Ибсена. Ни тот, ни другой не
мыслители, но оба они стоят на одной ноге и хотят быть мыслителями. Они думают,
что это придает им больше цены...
Философия Толстого — это смесь старых избитых истин и поразительно
несовершенных собственных измышлений. Недаром он принадлежит народу, который за
всю свою историческую жизнь не дал человечеству ни одного мыслителя. Точно так
же, как и народ Ибсена. Как Норвегия, так и Россия создали много великого и
хорошего, но обе страны не дали человечеству ни одного мыслителя. Во всяком
случае, до появления двух великих писателей, Толстого и Ибсена."- о том, что "литература должна будить, а не усыплять" говорит в своем интервью "Литературной газете" Вадим Левенталь, критик, возглавляющий оргкомитет премии "Национальный бестселлер", он считает определяющим поиск альтернативы, поиск "другой" литературы, заслуживающей читательского внимания. Полный текст здесь
"Сверхзадача литературы в XXI веке остаётся той же, что и раньше, – взбудоражить человека, вернуть его из падения присутствия обратно в ясное и волевое «здесь и сейчас»"
"Август надо цедить
медленно, как грушевый ликер. Наливать в маленькую рюмочку, отхлебывать по
капельке, а сквозь рюмочку смотреть на солнце... Августовские ночи надо
разбавлять огоньками свечей, молоком, налитым в плошку для домового, мурконьем
кота и стрекотом кузнечиков. Августовские дни надо закладывать меж страниц
книг, как закладки, чтобы потом вытряхивать их жар, в промозглом ноябре достав
эту книгу с полки... И заклинаю вас, ну не вопите вы на всех углах : "Ой,
вот и август, вот и осень"...
Ну куда вы торопитесь?
Остановите часы.
Пейте по капле..." (Рэй Брэдбери)
Ну куда вы торопитесь?
Остановите часы.
Пейте по капле..." (Рэй Брэдбери)
Комментарии
Отправить комментарий